Франшиза: чужой бизнес, ваша прибыль

Открыть бизнес по франшизе проще, чем самому придумывать идею, а затем создавать и раскручивать новый бренд. Франчайзинг в Казахстане – это проверенный способ стать хозяином самому себе и ни от кого не зависеть. Однако если бы все было слишком просто, каждый человек сейчас бы уже овладел этой моделью бизнеса. «Fresh city» попытался разобрать все плюсы и минусы этого загадочного, но давно известного слова «франшиза».

«За» и «Против»
Понятие «франшиза» или «франчайзинг» пришло из французского языка. В переводе это слово означает «привилегия, право на участие». Проще говоря, это работа под чужой торговой маркой на законных правах.

Работа по этой схеме имеет множество преимуществ.

Во-первых, простота системы. Если у вас нет собственного опыта предпринимательства, а желание достаточно велико, можно воспользоваться чужим. Ведь двигаться по отработанной и накатанной схеме гораздо легче, чем долгое время учиться самому и допускать ошибки.

Во-вторых, известность бренда. В развитие торговой марки вкладываются огромные деньги и довольно длительное время. В то время как бизнес по франшизе предполагает использование уже известного имени, завоевавшего доверие покупателей.

В-третьих, поддержка владельца. Франчайзи (покупатель) всегда может рассчитывать на помощь франчайзера (продавца), который, как правило, дает полную информацию по ведению дел, организации поставок, обслуживанию, продвижению, сбыту и многим другим важным для успешного ведения дел вопросам.

В-четвертых, преимущество при кредитовании. Представителю известной марки гораздо проще получить кредит, чем индивидуальному предпринимателю «с улицы». При этом владелец франшизы может выступить гарантом при получении кредита.

Естественно, всегда есть минусы, и нельзя их игнорировать. Так, следует отметить зависимость от франчайзера. У предпринимателя, приобретающего лицензию на бизнес, меньше свободы выбора, чем у самостоятельных бизнесменов, ведь курс развития определяется владельцем бренда. От него же зависит и благосостояние франчайзи – если у франчайзера дела идут плохо, это неизбежно отразиться на всех покупателях франшизы. Кроме того, обязательства. Франчайзи обязуется чётко следовать условиям предоставления бренда. Нередки случаи, когда из-за того, что франчайзи не смог обеспечить клиентам должный уровень сервиса, владелец франшизы попросту закрывал его предприятие. Так же, помните, что у франшизы есть стоимость, и она высока. Причем цена франшизы возрастает, когда вам предоставляется эксклюзивное право быть единственным бизнесменом, легально пользующимся данной маркой в пределах города или региона. Самое опасное, что стоимость франшизы фиксирована. Это не процент от прибыли, а безусловный долг, который вы как предприниматель обязаны заплатить. И ни один суд вас не защитит — он встанет на сторону арендодателя-франчайзера.

Паушальный (первоначальный) взнос – плата за вступление в ряды франчайзи. Его величина определяется затратами на создание эффективной бизнес-системы, известностью торговой марки, количеством услуг, которые будут оказаны новому партнеру. Чем привлекательнее проект для франчайзи, тем больше первоначальный платеж.

Роялти – это платежи, которые покупатель франшизы регулярно (обычно ежемесячно) выплачивает компании за то, что пользуется ее брендом, опытом, деловой репутацией и технологией.

С чего начать

· Первое, что необходимо сделать – это определиться со сферой деятельности. Если вы не решили, с каким брендом, и какого рода деятельностью хотели бы работать, интернет вам в помощь. Существует огромное количество сайтов, которые сделали основную работу за вас – подобрали и разбили на категории все предлагаемые франшизы. Взвесив все за и против, и определившись со сферой деятельности, которая наиболее вам подходит, изучите потребности вашего региона, в каких направлениях предложение превышает спрос, где спрос практически не удовлетворен и есть возможности для роста и развития Вашего будущего бизнеса.

· Второй шаг подразумевает общение с франчайзером. Для принятия правильного решения нужно получить полную информацию о каждой выбранной вами франшизе. В связи с этим, при выборе франшизы важно обратить внимание на следующую информацию, которую должен предоставить

франчайзер: история развития бренда, опыт развития франчайзинговой сети, данные об интеллектуальной собственности, право пользования которой передаётся франчайзи, а также территория, на который она действует, выплаты по франшизе (первоначальный взнос, роялти, рекламные отчисления), инвестиции во франшизное предприятие, требования к месторасположению предприятия, поддержка франчайзера на этапе открытия и функционирования предприятия, условия поставки продукции или ингредиентов, содержание франчайзингового пакета и объем обучения персонала франчайзи, требования к партнёрам и каким образом осуществляется контроль франчайзинговых предприятий. По возможности пообщайтесь с действующими франчайзи этого бренда.

· На следующем этапе изучите все документы франчайзера. А еще лучше, проконсультируйтесь с опытным юристом. В консалтинговой компании вам смогут помочь принять взвешенное и обдуманное решение, оценят соотношение объема необходимых инвестиций для открытия предприятия по франшизе и уровень поддержки, оказываемой франчайзером, а также смогут предостеречь от покупки заведомо убыточных и лже-франшиз.

· Оцените свои финансовые возможности. Франчайзи в первую очередь должен обладать достаточным собственным капиталом для открытия предприятия по франшизе. Имейте в виду, что к заявленным инвестициям на открытие франчайзингового предприятия у вас должно быть дополнительно не менее 30% от общей суммы инвестирования – в качестве финансового запаса. Помните, что в заявленные инвестиции по франшизе, как правило, не входят расходы на аренду, персонал, открытие юридического лица и прочие.

· Серьезно подойдите к выбору помещения в зависимости от выбранной сферы деятельности. Помните, что в первую очередь франчайзер может и должен помочь вам в оценке помещения, ведь кто, как не он знает, какое именно расположение будет служить успешному развитию вашего предприятия, а какое может привести к краху на самых ранних этапах построения бизнеса. Все франчайзеры заинтересованы в успешном функционировании франшизных предприятий, ведь каждая закрывшаяся франшиза бросает тень на всю сеть и дискредитирует репутацию бренда. Так что больше общайтесь с франчайзером, плохого он Вам не посоветует!

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://fresh-city.kz/wp-content/uploads/2017/10/обувная-франшиза-в-shoes-report.jpg);background-size: cover;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 650px;}