Телевидению Уральска 55 лет!

В этом году Западно-Казахстанское областное телевидение отмечает свой 55-летний юбилей. Мы побывали в гостях у телеканала Aqjaıyq, познакомились с работой коллег-журналистов, а также пообщались с руководителем телеканала Асыланбеком Губашевым.

— Асыланбек Зиннатович, расскажите для начала историю телеканала Aqjaıyq. Кто стоял у истоков его основания?

— История нашего телевидения неотделима от истории телерадиовещания как такового. Восьмого марта 1958 года состоялась первая трансляция казахского телевидения в Алматы. Уже в 1963 году было принято решение о создании Западно-Казахстанского областного комитета по теле- и радиовещанию. Первые, кто приехал работать на уральское телевидение, были несколько специалистов — выпускники факультета журналистики Казахского университета им. Кирова, а также специалисты с актюбинского телевидения. Первое время телеканал работал в тестовом режиме — транслировались кинофильмы, проводилось апробирование сигнала. 26 сентября 1964 года вышел наш первый собственный эфир. Для многих это было сродни революции. Конечно, телевидение существовало и до этого времени, но людям всегда хочется видеть что-то свое, то, что происходит рядом. Записи в то время еще не было, и первые выпуски шли в прямом эфире — новости, спектакли, концерты. Меня удивляет энтузиазм и самопожертвование первого поколения телевизионщиков, которые занимались каждый день созданием прямых эфиров. Региональному телевидению вообще работать проще, нежели республиканскому. Здесь можно отходить от каких-то клише, экспериментировать, создавать новое. И первое поколение телевизионщиков отлично с этим справлялось. Наше телевидение имеет богатое прошлое. Печально только то, что в те времена не относились с должным вниманием к сохранению архивов. Сейчас у нас есть некоторая часть кинопленок, которую мы содержим в необходимых для сохранения условиях, и будем счастливы, если найдутся спонсоры, которые помогут нам оцифровать эти записи и разместить на сайте, где каждый желающий сможет увидеть кинохронику тех дней. Кто-то может увидеть своих дедушек и бабушек, событийные материалы. Думаю, это интересно.

— Скажите, как вы сами пришли на телеканал?

— Я – выпускник факультета журналистики Казахского государственного университета, окончил обучение в 1989 году, а когда решался вопрос о том, оставаться ли в Алматы, где мне предлагали перспективную работу, или возвращаться в Уральск, родители решили, что нужно вернуться. Председатель Госкомитета по теле- и радиовещанию Гадильбек Шалахметов направил меня работать в ЗКО на местном телевидении. Первого августа 1989 года я устроился на работу, а уже третьего числа меня отправили в первую командировку, снимать сюжет о передовом опыте заготовки сена колхоза «Родник Новый» в Чапаевском районе (смеется). Нас встретили, стали все показывать, я говорю оператору: «Не плохо бы снять здесь и здесь, вот это и вот это». На что он мне ответил: «Эфирное время передачи равно двадцати минутам, если брать расчёты один к пяти, я должен израсходовать четыре минуты пленки». Я тогда был в шоке: а чем же мне забивать оставшееся время? Для меня это было непонятно (смеется). Я пригласил на передачу гостей, через три дня вышел в эфир и рад, что выдержал его достойно. С тех пор я здесь, за время работы повидал не одно поколение журналистов, кому-то и сам стал наставником. Я был рядовым журналистом, старшим редактором молодежной редакции, главным редактором казахского вещания, а с 2001 года стал директором. Я боюсь, что сейчас во мне засыпает журналист. Это плохо. Как директор я должен заниматься разными рутинными вещами – от решения проблем водителя до вопросов каких-то высоких технологий, это съедает время. А телевидение – это вампир, который пожирает энергию человека. И чтобы ты был заряжен, должен делать то, что будет тебя радовать, держать в постоянном тонусе. В этом плане журналисты динамичны, каждый день они принимают новые вызовы. Несмотря на то, что у нас нет факультетов, которые готовят журналистов, операторов и режиссеров, в ЗКО много талантливых людей. Многие в нашей корпорации отмечают, что выходцы телеканала Aqjaıyq очень востребованы и высоко ценятся. Когда кто-то уезжает в другой город, их опыт работы на нашем телеканале является гарантом того, что они работоспособны, позитивны и инициативны. Те, кто уехал в Нур-Султан, сейчас занимают высокие позиции и находятся на хорошем счету.

— Почему вы выбрали журналистику?

— Будучи ребенком, я побывал во всесоюзном лагере Артек, о котором написал статью в районную газету «Коммунизм жолы». Для меня это было очень интересно и волнительно — меня узнавали, хвалили в школе, было приятно (смеется). Тогда я и захотел стать журналистом.

— Расскажите о ваших телепроектах, сколько программ сейчас реализуется на канале?

— У нас 39 телевизионных проектов разной направленности – от общественно-политического до культурно-познавательного. До 2011 года все программы мы снимали в старом здании, в студии площадью 50 кв.м. Было обидно и больно видеть, какой имеется потенциал в коллективе, но нет материально-технической базы для его реализации. В 2011 году мы построили двухэтажное здание, у ребят появились дополнительные возможности. А в 2017 году мы запустили виртуальную студию – тоже интересный проект для малобюджетных компаний, таких, как наша. Это один из путей для обновления интерьера, динамичного построения телевизионной картинки.

Региональные новости у нас выходят пять раз в день, учитывая повторы – на казахском и на русском языке. Очень популярна дневная программа «Күншуақ», причем, мы не стали делать ее утром, ведь в это время дня очень большая конкуренция. Хорошие рейтинги у телепроектов «Тарихтан тағылым», «Қыз Жібек», «Ғашық жүрек», «Көңілді көтер», «Открытая студия», «Про бизнес». Недавно мы запустили ток-шоу «Сіз не дейсіз?», совместно с филармонией мы реализуем проект «Жайық жұлдызы» — выявляем молодые таланты, даем возможность ярко проявить себя.

— Как часто появляются новые интересные проекты?

— Очень трудно придумать что-то новое. Я ребятам говорю: «Не бойтесь брать кальки для начала, чтобы учиться». Но бывают и совершенно новые идеи. К примеру, мы запустили проект, аналогу которого до этого не было – «Озық ойлар отауы». Он показывает населению людей, которые не хотят стоять на месте, хотят развиваться.

«В этой телекомпании я работаю 30 лет. Есть люди, которые работают здесь 32 года. Имелись такие сотрудники, у которых в трудовой книжке за всю трудовую деятельность было всего две записи: «Принят на работу» и «Уволен в связи с выходом на пенсию».

Знаете, хороший телепроект живет 1,5-2 года. Нужно постоянно придумывать что-то новое, чтобы удерживать и заинтересовывать зрителя. И людей, которые здесь работают, тоже нужно держать в тонусе, чтобы запал и энтузиазм их не угасал».

Из чего вытекает проект? Мы мониторим потребности телезрителя. При любой конкуренции, которой насыщен рынок телевидения, людям всегда будет интересно, что происходит у них на улице, в городе, в области. В этом плане региональное телевидение, если оно динамично, всегда будет иметь свою благодарную аудиторию. Рассказывать о людях, о событиях, которые происходят в области – всегда интересно. Мы снимаем мини-сериалы о людях, которые действительно оказывают большое влияние на массы – это фермеры, художники, врачи, учителя и другие. Земляки должны знать об этих людях. Делаем передачи о людях с ограниченными возможностями и получаем множество положительных откликов на них. К декабрю мы завершим два документальных фильма – телегалереи наших знаменитостей. Эти фильмы будут посвящены таким личностям, как Гарифулла Курмангалиев и Жубан Молдагалиев.

— Перед интервью нам рассказали, что на сегодняшний день местное радиовещание осталось не во всех 14 регионах страны. Как вам удалось сохранить свое радио?

— В 2002 году все директора филиалов получили поручение закрыть радио. У меня не поднялась рука. Я решил, пусть оно будет маленьким, но все-таки будет. Хотя, считаю, что оставлять его в таком подвешенном состоянии тоже не стоит. Сейчас рынок радиовещания в Уральске имеет большую конкуренцию – у нас вещает порядка 11 станций. В то же время я вижу, что аудитория единственного радио в нашем городе, которое вещает 24 часа, – Первое городское радио – довольна большая. Радио интересно своим круглосуточным вещанием, именно тогда оно рентабельно. То, что имеем сейчас мы, – ограниченное время эфира – это не дело, и нужно этот вопрос решить, а без инвестиций это невозможно. Эфирное вещание радио, в отличие от телевидения, само по себе не дорогое. Проблема в радиочастотном спектре, без наличия которого вы не имеете права на вещание.

— Асыланбек Зиннатович, напоследок, поделитесь вашим мнением касательно того, что сегодня все чаще можно услышать мнение, что с появлением интернета в скором времени профессия журналиста перестанет быть востребованной.

— Где журналистика слабая и непрофессиональная, там люди, конечно же, будут больше доверять социальным сетям. Если журналист пишет глубоко, есть аналитика, это всегда будет востребовано. Социальные сети могут затмить журналистику в части оперативности. Но тут есть такой момент, что очень часто в соцсетях появляется непроверенная информация, которой верят читатели, и это порождает какие-то домыслы, слухи. Телевидение тоже не должно стоять на месте. У нас имеется сайт, канал на YouTube, страницы в социальных сетях, где мы проводим онлайн-вещание. Молодежь уходит на эти площадки, и, если мы хотим удержать эту аудиторию, мы должны соответствовать ее

запросам. Интернет составляет хорошую конкуренцию. Честно сказать, я не ожидал от YouTube такой отдачи. Сегодня наш канал довольно популярен. Гугл-аналитик выдает нам статистику, по которой мы видим, в каких странах нас смотрят за пределами страны. После Казахстана самыми популярными по просматриваемости остаются страны: Россия, Украина, США, Беларусь. Даже можно отследить куда и в какой сезон предпочитают ездить отдыхать жители ЗКО (смеется) – Китай, Таиланд, Египет, Турция, Индия и прочее.

Развитие телевидения напрямую зависит от численности населения, которое потребляет ту или иную информацию. Если сравнить 300 тысяч жителей Уральска и миллион Шымкента – разница колоссальна. Мне кажется, в будущем телевидение будет больше нишевым, разделённым по интересам. Короткие ролики сейчас более популярны, потому что аудитория, к сожалению, под влиянием новых технологий стала более посредственной что ли. Сейчас не нужно думать самостоятельно, достаточно нажать пару кнопок в телефоне и получить всю информацию. Это влияние времени, прогресса. Нам остается подстраиваться под эти веяния и профессионально выполнять свою работу.

Губашев Асыланбек Зиннатович награжден государственной медалью «Ерен еңбегі үшін», юбилейными медалями «Қазақстан Республикасының тәуелсіздігіне 10 жыл», «Қазақстан Республикасының Конституциясына 10 жыл», золотой медалью «Бірлік» Ассамблеи народа Казахстана и нагрудным знаком «Құтқару операцияларына белсенді қатысқаны үшін» Министерства по ЧС РК.

Главный инженер телеканала Марат Айса провел для журнала FRESHCITY небольшую экскурсию по телеканалу. Началась она с эфирной аппаратной. Именно отсюда видеоинженер транслирует программы в наши дома. Марат Айса рассказал, что на сегодняшний день телеканал вещает в 13 районных центрах, а также крупных населённыхЗКО и в городе Уральске. Кроме того, ежедневно часовое вещание областного телевидения выходит на республиканском телеканале Qazaqstan.

На телеканале Aqjaıyq имеется три студии записи. Площадь старейшей из них составляет всего 50 квадратных метров. Сложно поверить, что более 40 лет все программы телеканала были сняты именно здесь. Сейчас здесь снимают в основном только «Новости».

В студии виртуальной реальности снимаются разные телепрограммы. Она предназначена для тех ситуаций, когда необходимо создавать определенные декорации по тематике передачи. Здесь же ведутся прямые эфиры для канала YouTube. В конце 2012 года было завершено строительство нового аппаратно-студийного комплекса. Тогда же здесь появилась студия площадью в 200 квадратных метров. Почти все телепередачи сейчас снимаются именно здесь.

— На нашем филиале работает 85 человек. В создании одной новостной программы участвует порядка десяти человек: журналисты приносят новостные сюжеты, готовят их к монтажу, видеомонтажер готовит видео, диктор пишет текст, режиссер собирает весь материал для выпуска вместе, а видеоинженер дает его в эфир. В эфире с материалом работают телеведущие, — рассказал Марат Айса.

Сам главный инженер работает на телеканале уже 25 лет. Именно он принимал активное участие в разработке эскизных проектов нового здания и новых студий.

На телеканале есть и небольшая радиостудия. Ежедневно пять дней в неделю на один час на канале Казахского радио включается вещание радио ЗКО.

— 70% вещания проходит на казахском языке и 30% — на русском. Программы выходят, как общественно-политические, социально-экономические, так и культурные, спортивные – охватываем все сферы. Как правило, каждый редактор не ограничивается лишь одним жанром. Как журналисты мы должны быть в курсе всех событий, освещать все направления. Когда-то я начинала с молодежной программы, со временем форматы усложнялись, появились приоритеты. Сейчас освещаю социально-экономические темы, охватываю сферы образования, здравоохранения, правопорядка и прочие. Не все программы выходят в прямом эфире, иногда работаем с записями. Но никогда ни одна программа не заканчивается одним лишь эфиром. Слушатели звонят, просят какие-то контакты, задают вопросы – мы на все отвечаем, направляем, — рассказала редактор областного радио Нина Павлычева, которая работает на областном телевидении уже шесть лет.

У телеканала имеется и собственный музей, в котором представлены уникальные экспонаты: техника, вошедшая в историю телепроизводства, книги, фотографии, запечатлевшие интересные моменты работы телевизионщиков.

 

«Региональный телевизионщик и телевизионщик центрального телеканала – это разные вещи. Если вы посмотрите титры, к примеру, программы «Поле чудес» – там огромный список людей, которые работали над эфиром. В регионе же телевизионщик должен быть «и швец, и жнец, и на дуде игрец», как говорится. Такая универсализация происходит из-за того, что телевидение само по себе – дорогая вещь, но общество не готово платить деньги за хороший контент. Телевидение само по себе как непрошенный гость – он сидит в твоей комнате независимо от того, хочешь ты того или нет. Но в отличие от гостя, у вас есть право выбора телеканала. Вы можете выбрать то, что хотите смотреть».

 

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://fresh-city.kz/wp-content/uploads/2019/11/DSC_89911.jpg);background-size: cover;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 650px;}