Театр открывает юбилейный сезон!

160 лет назад по инициативе наказного атамана Столыпина в Уральске появился первый собственный театр. Целые поколения актеров и режиссеров сменились здесь с тех пор. Театр ни на один день не прекращал своего существования даже в самые сложные для страны и города времена. Он пережил и Гражданскую, и Великую Отечественную войны, времена освоения целины, перестройку.

Сегодня Драматический театр имени А.Н Островского является старейшим театром во всем Казахстане. Его знают и любят не только в нашем городе, но и за его пределами.

Почему театр носит имя Александра Островского? Потому что первый спектакль здесь ставили именно по его пьесе – «Бедность не порок». Вторая причина – Островский стал любимым автором как артистов, так и зрителей. Драматург Николай Островский считается очень «театральным» автором. Как у англичан есть Уильям Шекспир, так у русского театра есть Островский.

Оксана Малуша, Лауреат профессиональной театральной премии «Еңлікгүл», обладатель знака «Ерен еңбегі үшiн», главный режиссер театра:

— Я близко знакома с новейшей историей театра – последние 30 лет, выросла за кулисами этой сцены, где служили еще мои родители, которые приехали сюда в 70-м году. Я застала здесь главного режиссера – Яна Георгиевича Панджариди – очень сложного, но невероятно харизматичного человека. В его время театр крепко стоял на ногах. Здесь тогда же работала Екатерина Семёновна Володарская – народная артистка Казахстана, и это была настоящая звезда сцены, актриса с большой буквы.

В качестве актрисы я пришла в театр в 1994 году. Это было необыкновенным счастьем для меня, ведь мне казалось, что в мои 24 года мой поезд давно ушел. У меня не было образования, я рано вышла замуж, родила сына, находилась в тот момент в некой стагнации. И вдруг меня пригласили в полный состав театра! В стране, городе и театре в тот момент была сложная ситуация, мы претерпели большой отток, как жителей города, так и артистов театра. Нас было всего около 10 человек в актерском составе, но мы были молодые и наглые. Жизнь кипела! Многие нынешние актеры вышли из театральной студии тех времен, которую тогда возглавлял Сергей Николаевич Попов.

Последние 15 лет жизнь в театре сильно изменилась. Мы взращиваем молодых артистов, многих нынешних актеров я знала еще детьми. Мы готовили их для поступления, ребята стали получать хорошее театральное образование. Самое отрадное, что многие из них по окончании институтов вернулись в наш театр.

Сейчас театр находится на большом творческом подъеме, и у него есть огромный потенциал. Я рада, что наш театр живет. Сегодня я совершенно не скучаю по игре на сцене, никакого сожаления не испытываю. Не исключаю, что в жизни может что-то повернуться так, что мне придется снова играть на сцене. Но сейчас я режиссер. Я люблю свою работу, мне нравится создавать, организовывать, мучиться даже и ценю свою профессию также за то, что она заставляет меня любить того, кто стоит на сцене. Когда я была актрисой, я была страшной злюкой (смеется). Со мной было невозможно работать в паре. Сейчас же в работе я не думаю о себе, я полностью обрушиваю свою заботу на других. Но тут появилась другая проблема- ненавижу дураков режиссеров (смеется). Если вижу, что артист стоит на сцене и делает что-то не так, это полностью вина режиссера, его недоработка. Весь спрос — с него.

Обращаясь к актерам и зрителям, мне хочется сказать: для того, чтобы ты был счастливым в профессии, нужно пользоваться золотыми правилами, изложенными в Евангелии: возлюби ближнего своего, как самого себя. Ничего не делай для себя, а только — для других. Служи! Как только вы начнете работать только для самого себя — это гибель. А если хотите развиваться и быть счастливым в профессии, надо отдавать. Без оглядки. Сердце свое, талант, разум. Прибудет тысячекратно. Если бы все так относились к своей профессии, мы бы давно построили самое счастливое государство. Я хорошо помню, как однажды продавщица из торгового центра, который находится неподалеку от нашего театра, сказала мне: «Не уезжайте, пожалуйста!». Меня это очень тронуло, ведь для кого-то я здесь на своем месте. Для меня станет страшной трагедией, если вдруг мне придется покинуть этот театр и этот город.

Илья Таранов, деятель культуры РК, заведующий труппой:

— Первое знакомство с театром произошло в школьные годы, когда нас детишками сюда водили. Самостоятельно я пришел сюда в 1981 году, мне было 17 лет. С тех пор и по сей день мое знакомство с театром все еще продолжается. Я окончил действующую здесь тогда театральную студию. Можно сказать, что Драмтеатр имени Островского меня вырастил как актера. Отсюда я ушел в армию, сюда же вернулся после службы.

Я отдал этому театру 37 лет, сейчас, конечно же, уже не думаю о том, кем бы еще мог стать. И ни о чем не жалею. Самое главное — делать свое дело хорошо. И профессия актера – не исключение. Театр очаровал меня с детских лет – Я всегда с удовольствием приходил на постановки, смотрел их по телевизору, слушал

по радио. Меня очень тянул мир театра и кино. У меня был и опыт работы в кино – несколько лет назад в нашем городе снимали биографический фильм «Куляш» — о жизни советской казахской оперной певицы, драматической актрисы Куляш Байсеитовой. Мне понравилось! Я не думал, что в кино сниматься легче, чем играть в театре. Ну, лично мне так показалось. Мне бы хотелось повторить этот опыт, окунуться в мир кино.

Время идет, меняется жизнь, конечно же, меняется и театр. У меня всегда присутствует ностальгическая грусть по прошлому. Все было по-иному, были и совершенно другие люди. Хотя и сейчас мы работаем на высоком уровне, зрители нас любят, на «ура» принимают, как в Уральске, так и в других городах Казахстана – где бы мы ни были. Жалеть о прошлом не нужно, нужно идти дальше, развиваться, ведь жизнь сегодня очень интересная. Самое главное, не погрязнуть в той «чернухе», которая в избытке присутствует в некоторых театрах, на телевидении, в жизни. В нашем театре, Слава Богу, ее нет. Театр имени Островского следует классическим канонам, режиссер делает все, чтобы так было и впредь.

Поэтому приходите к нам, смотрите хорошие спектакли, наслаждайтесь ими и будьте счастливы!

Руслан Джумахметов, Лауреат Российской премии им. В. Ермаковой, дважды Лауреат областной молодежной премии «Жыл үздігі», артист:

— Самое первое знакомство с театром у меня произошло в раннем детстве. Это был спектакль «Похороны состоятся в любую погоду» , название которого тогда я не запомнил, но узнал его через годы, шел он в казахском драмтеатре в ДК Ремзавода, а ставил его драмтеатр им. Островского. Это был вечерний спектакль, и я почему-то на него попал, хотя мои родители не были театралами. Мне было около четырех лет, но я помню этот момент очень хорошо. Случилась любовь с первого взгляда. Именно это знакомство оказало влияние на мою дальнейшую судьбу. Мне понравился этот мир игры, жизни на сцене, которая разворачивается на твоих глазах. С тех пор я стал настоящим театралом, не пропускал ни одного спектакля, а на некоторые ходил даже по нескольку раз. В Казахский драмтеатр меня впускали бесплатно как завсегдатая. По-прежнему мы поддерживаем связь с артистами казахского театра, мы дружны. Позже стал ходить в Драмтеатр имени Островского, где меня тоже принимали очень радушно.

Во дворе мы ставили спектакли с друзьями, я участвовал в школьных постановках, и на тот момент уже точно знал, что стану артистом. Театр был со мной всегда на протяжении моей жизни. Я был сам себе актер и сам себе режиссер. Позже я попал в детский музыкальный театр-студию «Волшебная рампа, где руководителем была мой кумир – Оксана Малуша. Я был влюблен в ее творчество, восхищался ее актерским мастерством. Именно она подготовила меня к Саратовскому театральному институту. Вот уже восемь лет я служу в старейшем театре Казахстана.

Я никем другим себя представить не могу, хоть мне и довелось сыграть самые разные роли. Единственное, с какой профессией я соприкасаюсь, это преподавание. Но, опять же, это заслуга театра. Я преподаю сценическую речь и актёрское мастерство. Еще пробую себя в качестве режиссера. Режиссер и актер – это две абсолютно разные профессии, несмотря на то, что они идут рядом. И обе интересны по-своему. Если актер думает только о себе и своей игре, то режиссер думает обо всем – об актерах, декорациях, музыке, свете и прочем. Без режиссера нет актера.

Кого я мечтаю сыграть? Лет пять назад я бы на него не ответил, так как мечтал обо всех ролях сразу. Сегодня мне было бы интересно сыграть Хлестакова в комедии Гоголя «Ревизор» — мне кажется, что он мне близок и я чувствую этого персонажа нутром. Также мне было бы интересно сыграть очень сложную и драматическую роль Треплева из «Чайки» Чехова. А еще интересны пьесы американского драматурга Уильямса Теннеси.

Нашему театру мне хочется пожелать зрительской любви, процветания, здоровья всем коллегам, чтобы молодежь тянулась к театру, любила его.

Тамара Столярова, заслуженный деятель РК, артистка:

— Меня в детстве никто не водил в театр. И я ничего об этой жизни не знала, пока не поступила в театральный институт. Училась я в школе-интернате, и однажды моя приятельница позвала с собой поступать «за компанию». В итоге она не поступила, а я — здесь. Только тогда я и узнала, что такое театр. Это было старое здание, оно до сих пор мне снится. Этот запах грима, закулисья… Больше я нигде такого и не встречала. В Драматический театр имени Островского я попала по приглашению друзей. Это был 80-й год прошлого века. Годом ранее сюда приехали наши друзья. Им нужен был хороший завпост (заведующий постановочной частью) – тот, кто руководит всей техникой на сцене. Мой муж Виктор был именно таким. Мы приехали, и остались.

Если сравнивать театр сегодняшний с театром двадцатилетней давности, то могу отметить, что тогда мы

ставили больше классики, играли серьезные произведения. Сейчас зритель воспитан на комедиях, на дешевых сериалах. А мы вынуждены подстраиваться: стали много играть комедий на потребу зрителей. Разница, безусловно, колоссальная. Но это веяние времени, и кому-то это кажется вполне нормальным и естественным. Я же считаю, что еще через двадцать лет все вернется на круги своя. Не может быть всегда так, что человеку нужно только смеяться. Уральцам невероятно повезло, что они живут в городе, где находится старейший театр. Здесь сцена – намоленная! У нас нет проходящих спектаклей. Все наши актеры

отдают душу на сцене. Здесь во все времена были такие актеры, которым не было равных во всем Казахстане. Свой театр нужно любить. И это касается как зрителей, так и артистов. Хочу посоветовать молодому поколению любить театр так, чтобы сердце разрывалось! Я играла очень много ролей, и во все вкладывала душу, не важно, центральная это роль была или второстепенная. Сейчас я в таком душевном состоянии, что думаю, у меня впереди еще много интересных ролей. Очень хотела бы сыграть в пьесе «Деревья умирают стоя» Алехандро Касона. Сегодня актеру нужны три вещи: партнер, режиссерская заинтересованность и зритель, который пойдет смотреть на нас — бабушек и дедушек.

Кем бы я могла стать? У меня есть педагогическое образование. Но учительницей не смогла бы работать, это я поняла еще во время педагогической практики – ученики вводили меня своими вопросами и поведением в ступор. Некоторое время я работала режиссером на телевидении, была заведующей культурной частью в городском парке. Но для меня там все было слишком однообразно. Я счастлива, что я здесь, в театре.

Светлана Романова, артистка:

— Я родила в городе Темиртау. У нас там были замечательные театры: Театр музыкальной комедии и Немецкий драматический театр. Мне очень нравилось ходить туда на спектакли. Вообще, сколько себя помню, я всегда говорила, что буду либо балериной, либо учительницей математики. Когда подросла, поняла, что с балетом уже опоздала. Тогда я не ходила в театральный кружок, но перепробовали все, что было можно: прыгала, бегала, играла в волейбол, в баскетбол, занималась греблей, стрельбой, биатлоном, плаванием. И мне ничего не нравилось, я нигде не задерживалась надолго. Более-менее мне пришлись по вкусу бальные танцы и хор. Но и это продлилось не долго. Потом совершенно случайно я пришла в театральную студию народного театра «Современник» в Темиртау. Мы с подругой пришли на прослушивание по приглашению руководителя театра. В студии нас было тогда 54 человека, И только я одна стала в итоге актрисой. Свою первую роль я помню хорошо: мне было 17 лет, я играла Агафью Тихоновну в «Женитьбе». И вот сейчас, спустя 30 лет я играю ее снова. Тогда мне было жутко страшно, но работать было интересно. Мне очень повезло с театральным педагогом. Он умел построить работу так, что мы, актеры, всегда были убеждены, что все делаем сами. Только спустя время я стала понимать, что это полностью его заслуга…

В Уральск попала по приглашению режиссера Михаила Маскалюка, которой тоже сюда приехал из Темиртау. Играю здесь вот уже 21 сезон. Когда я слышу вопрос: «Какую бы роль я хотела сыграть?», я не знаю, что вам ответить. Хорошую! Но это вовсе не значит, что главную. Это может быть небольшой эпизод, но тем сложнее и интереснее его исполнить. Проиграть судьбу в небольшой отрезок. Как правило, что репетируешь, то и любишь. Потому что ты над этим работаешь. Режиссер знает, кому какая роль подходит больше. И нам очень повезло с режиссером. Оксана Малуша заинтересована в том, чтобы спектакль прошел на высшем уровне. Распределение ролей – это половина успеха спектакля. И у нее есть к этому дар. Я была сильно удивлена, что буду играть Агафью Тихоновну, была даже в шоке. Но все получилось.

К кино я отношусь хорошо. Но, честно говоря, не знаю, смогла бы я сыграть роль в фильме. Потому что в кино и в театре используется совершенно разная техника игры. Те художественно-выразительные средства, которые мы используем на сцене, для кино совершенно не годятся. Спектакль ты играешь весь целиком, а кино дублями, причем не всегда в хронологическом порядке. Это интересно, но я даже не знаю, что бы из этого вышло. Театр чудесен тем, что здесь все происходит здесь и сейчас, сию минуту. И никогда не повторяется одинаково дважды. Люди это понимают, приходят, смотрят спектакли неоднократно. 160 лет для театра — это огромная дата, событие в масштабах страны. Это история. И мы уже являемся частью этой истории, задумываемся мы об этом или нет. Да отстроили новое здание, да были перипетии. Но театр никогда не прекращал своего существования, своей работы. Я хочу поздравить зрителей, что в их городе есть такой театр! Что его ценят и любят. А когда люди говорят, что у них нет времени, это лукавство. Дело вовсе не во времени, а в желании. Это как с тренировками, главное — начать ходить. Вам понравится!

 

Марк Ларин, Отличник культуры РК, артист:

— В детстве я хотел (и до сих пор мне эта профессия нравится) быть врачом. Я и сейчас бы хотел выучиться на фельдшера. Встреча с театром у меня произошла случайно. В юности я занимался танцами у Тамары Анцевой. Мы с ДК перешли в театр, начали заниматься здесь в театральной студии. Мне дали роль Меркуцио в «Ромео и Джульетте», а после показа спектакля главный режиссер Евгений Абрамян предложил поступить в театр. Я отказался. Но продолжал заниматься в студии, стал часто бывать на спектаклях, привык к театру. И на второе предложение Евгения Валентиновича через год я согласился. Меня взяли в театр актером второй категории. Не могу сказать, что с течением времени театр меняется. Просто приходят режиссеры, которые пытаются найти новые формы подачи спектаклей. Но театр, как и книга, будет жить всегда. Люди будут читать, будут смотреть спектакли, несмотря на телевидение, на новинки технологий и прочее. Актерская игра никуда не денется, как были в свое время великие имена, так они и будут потом.

Я хорошо отношусь к кино, но киноманом назвать себя не могу. Сыграть в кино мне было бы интересно, но никто пока не предлагал. Хотя, при большом желании, всегда можно найти возможности. Взять хотя бы

Москву: ежедневно там проводятся сотни просмотров на различные роли, но это же как выстрел в воздух. Возьмут тебя, не возьмут… Наверное, я для этого слишком ленивый.

Помимо театра я работаю в театральной студии «Волшебная рампа». Талантливых детей у нас очень много, но мы не ставим себе целью вырастить артистов. Когда дети подрастают, мы честно говорим им что и как устроено в театральном мире, чтобы они не питали иллюзий касательно легкости профессии или ее прибыльности. В своей стадии, прежде всего, мы учим детей быть коммуникабельными. Чтобы они могли говорить, общаться, работать с большим количеством людей, выражать свои мысли. А еще креативно мыслить и фантазировать. Развиваться творчески важно, даже если ребенок впоследствии станет бухгалтером. Молодому поколению я всегда советую больше читать. Это очень важно! Не сообщения в соцсетях, не просмотр экранизаций, а книги! Фильм – это фантазия и воображение режиссера. В то время как книга развивает твое собственное воображение. Я сам читаю с детства, люблю разные жанры. В детстве все карманные деньги тратил на книги. Любил фантастику Кира Булычева. И сегодня детям рекомендую с него начинать знакомство с художественной литературой. А артистам особенно надо читать. Когда читаешь Шекспира, не перестаешь удивляться, насколько его произведения актуальны и сегодня. Работать в старейшем театре Казахстана мне очень нравится. Здесь атмосфера хорошая, и коллектив — хороший, мы живем одной семьей.

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://fresh-city.kz/wp-content/uploads/2019/01/7.jpg);background-size: cover;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 650px;}