Талгат Берекешев: «Имя предка не подвело!»

Компания «Кублей» является лидером отечественного рынка мясных, рыбных консервов, и не имеет себе равных по качеству и конкурентоспособности продукции на рынке. Она пользуется огромной популярностью не только у жителей нашего города, но и далеко за его пределами. Директор компании Берекешев Талгат Маликович рассказал в нашей постоянной рубрике «Завтрак в стиле FRESH» о том, с чего он начинал свою предпринимательскую деятельность, и какие факторы теперь определяют развитие его бизнеса.

— Талгат Маликович, расскажите, с чего начинался ваш путь бизнесмена?

— В 1988 году я окончил с отличием Государственный сельхозинститут в Уральске, получил красный диплом по специальности «Экономист». В те времена взятки не платили, оценки ставили за знания. Попал по распределению в колхоз «Родник Новый» (Чапаевский район), отработал год экономистом, даже попробовал себя в бухгалтерском деле, а когда колхоз начал распадаться, в 1989-м году ушел в фермерство. С родственниками мы взяли кредиты и купили две отары овец. Мы откармливали их на мясо, производили шерсть. Начиналось все хорошо, но в 1991 году Советский союз распался, и килограмм мяса на рынке сравнялся по стоимости с литром солярки. Был такой человек – Егор Тимурович Гайдар, председатель правительства, который применил «шоковую терапию» к только что зародившейся рыночной экономике. На тот момент вести сельское хозяйство было тяжело. Мы начали испытывать трудности с производством, и я понял, что сельское хозяйство будет деградировать. Потому что, к сожалению, на тот момент молодой Казахстан не мог его поддерживать, субсидировать. Это сейчас государство поддерживает аграриев, миллиарды вкладывает, а тогда все было пущено на самотек. В 1992 году я решил уйти из сельского хозяйства. Какое-то время находился «в свободном плавании» и смотрел, что же востребовано на рынке. Я понял, что на рынке вырос спрос на консервы — люди частенько сидели без зарплаты, поэтому старались запастись впрок долгосрочным провиантом — нужно было кормить семью, детей.

— А где вы взяли оборудование, технологию производства, вы же не знали этого всего?

— Книги читал, в библиотеку пошел. В Советском Союзе был гигантский завод «Крымпродмаш», он находился в городе Симферополь. Не знаю, функционирует ли он сейчас, но раньше он на весь Союз производил консервное оборудование. Я поехал туда на «Пирожке» (Иж-2715 – прим.ред.). От Уральска это 2200 км. Начал смотреть, присматриваться, разговаривать с людьми, с инженерами, теми, кто этим оборудованием занимался. Мне подсказали где, как и что. Денег у меня не было. В 90-е годы, как раз американские кредитные компании по линии USAID выдавали кредиты в долларах. Я составил бизнес-план, получил в Алматы кредит, купил оборудование. Сначала мне дали заем на 3 года, но выплатить его за этот срок я не смог, и мне продлили кредит до 5 лет. К счастью, я сумел его закрыть, потихоньку купил самое примитивное оборудование, и начал производить консервы. В 1992 году я зарегистрировал предприятие, и купил с аукциона первое помещение. Это был павильон по приему стеклотары, площадью 60 квадратов, который много лет служил мне верой и правдой.

— Как приняли ваш продукт на рынке?

— Когда я выпустил первые консервы, причем с соблюдением ГОСТов и стандартов, никто их не брал. Потому что в то время на рынке уже были заводские консервы (Уральского и Семипалатинского мясокомбината), и все говорили, что я самопал привез. Но жить надо было, моим детям было всего по 2-3 года. Я ездил везде на своем «Пирожке», раздавал консервы бабушкам, давал на реализацию по цене, дешевле заводской, просил, чтобы они их продали. У нас работали всего 8-9 человек, и в день мы выпускали по 500 банок консервов. Первые полгода было тяжело. В такие кризисные времена я отпускал работников и закрывал цех на несколько недель. Это был весенне-летний сезон, дети еще в школу не ходили, и чтоб не сидеть дома и не нагонять тоску, мы выезжали, ставили на Урале в лесу палатку, ловили рыбу. Природа у нас на Урале замечательная, вода чистая, ягод полным-полно, рыбы валом, что еще надо? Рыбачил неделями, затем наведывался в город, узнавал, продались консервы или нет. Как только 500 банок распродавались, я покупал мясо — тушку, полутушку, делал консервы, с каждым разом немного больше предыдущего и развозил. И так было года два. Потом появилась клиентская база, свои почитатели. Потихоньку люди начали понимать, что мои консервы неплохие. Люди же ведь не сразу привыкают, хотя и работает сарафанное радио, надо ждать своего клиента полгода-год. Начали покупать все больше и больше. Мы увеличили ассортимент. Появились клиенты с других стран и городов.

— Какие из ваших консервов больше всего полюбились людям?

— Самое смешное, что все говорят: « кублеевская тушёнка, кублеевская тушёнка…», якобы мы поднялись на мясе. Это миф! Угадайте, на чем мы подняли экономику своего предприятия? На кильке в томате! Вы представляете? Это не мясо, не тушенка. Я поднял свое предприятие на кильке в томате! Это продукт, который любит весь народ, как қазы, как бешбармак.

— Как вам удалось добиться признания своей продукции на рынке?

— 99 % — труд, 1 % — удача. Фактор, определяющий моё развитие, – это креативность и интуиция, чувство рынка, больше, я считаю, ничего не нужно. Иначе вы разоритесь, Против волны бесполезно бороться, она все равно тебя снесет, если она штормовая. «Невидимая рука» рынка диктует условия. Предприниматели должны зарубить себе это на носу.

— Что помогло вам построить свою консервную империю?

— Во-первых, интуиция. Рынок формируется, спрос появляется, ты интуитивно чувствуешь, куда идти, собираешь все силы, технологии, людей, много ездишь, думаешь и развиваешь свое направление. Если брать по вероятности, то процентов 80, я все делал правильно. В прошлом году «Кублей» запустил линию шпрот, и мы не успеваем их делать. Почему? Потому, что я предугадал — Россия закроет ввоз шпрот из Прибалтики.

Во-вторых, талант, он тоже нужен, Если ты трудолюбивый, но глупый, ты будешь землю копать, копать, и в итоге сам там зароешься. Должен быть широкий кругозор, ты должен понимать людей, понимать тенденции развития рынка страны. Вообще, у хорошего предпринимателя должно быть много разных качеств. Но самое главное – это предпринимательская жилка. То есть, совокупность каких-то определенных качеств дает нам возможность стать крупным предпринимателем.

Мы начинали с 60 квадратных метров площади, у нас была всего пара наименований основной продукции. Сегодня мы производим 117 различных продуктов, завод располагается на 15000 квадратных метрах площади, на нашем предприятии 11 цехов и свыше 350 работников. Мы так же производим банки, крышки, имеем немецкие прессы, используем европейские технологии. Ежемесячно экспортируем по три вагона продукции за границу — в Россию, Кыргызстан, Туркменистан. Но я не считаю себя крупным предпринимателем, я, по сравнению с нефтяниками, – пигмей!

— Талгат Маликович, а почему вы назвали компанию «Кублей»?

— Я из рода «Алаша», это большой род, один из подродов которого называется Кублей (көбілей, — прим.ред.). Я – представитель этого подрода. Я когда был молодой, думал: «Кублей — это ведь мой предок в 10-м или 20-м поколении, я в его честь назову своё предприятие, а вдруг его дух поможет мне подняться?». И он меня не подвел!

— Вы считаете, что сильно рисковали, когда начинали?

— В те 90-е годы все рисковали, но большинство пали в бизнесе, выжило только небольшое количество предпринимателей, кто мог состояться. Тогда было очень жесткое время, молодая, неопытная власть. Чиновники были «хомосоветикус» — человек советский, они не воспринимали кооператоров как людей, мы для них были капиталистами. Они нас не любили, это очень чувствовалось, и многие просто сломались.

— Вы рассказываете, что первые два года ведения бизнеса бедствовали. Что помогло вам не опустить руки и не бросить свое дело?

— А куда деваться было? Я не мог отступить. Упёртость – это моя основная черта характера. И еще, конечно, та самая жилка предпринимательская помогла!

— Какую самую памятную вещь из 90-х годов вы бы взяли в наше время?

— Я сам придумал и из подручных материалов изготовил пресс-станок для изготовления банок для консервов. Я сделал его из простого кузнечного пресса. И этот станок до сих пор со мной, до сих пор жив.

— Как это вам удалось?

— Мы сидели с простыми инженерами и сделали этот станок. Это был такой сильный ход для тех годов, такого еще никто не делал. Мы первыми начали банки штамповать, это, можно сказать, помогло мне выжить, в конкурентной борьбе.

— У вас есть какое-то хобби или то, чем вы бы хотели заняться, когда у вас будет свободное время?

— Археология. Между Уральском и Атырау есть древний город эпохи Золотой Орды — это Сарайшык, здесь очень много памятных мест, очень много мавзолеев и т.д. Если бы у меня было свободное время, я бы проводил там раскопки, даже за свой счет. Поставил бы хорошие палатки, здания потихоньку раскапывал, работал бы.

— Мы наслышаны о вашей щедрости и благотворительности. Можете об этом рассказать?

— Считаю, что не нужно об этом говорить или писать. Все должно идти от сердца. Если об этом рассказывать, ты уже становишься непорядочным человеком.

— Пожалуй, что так. Спасибо вам, Талгат Маликович, за интервью! Желаем вам больших успехов и дальнейшего процветания.

Берекешев Талгат Маликович

Год и место рождения 02.11.1962 г.р., Карагандинская обл., г. Темиртау.

Семья: отец – машинист тепловоза, мать – технолог отдела технического контроля на Арматурном заводе. Сестра — врач, предприниматель. Женат, двое детей.

 

ТОО «Кублей» — крупная компания, занимающаяся выпуском мясных и рыбных консервов, создана в 1992 году. На сегодняшний день ассортимент выпускаемой продукции составляет свыше 100 наименований, а количество работников предприятия — свыше 300 человек.

Награды

Высокое качество консервной продукции ТОО «Кублей» многократно отмечалось почетными дипломами, грамотами, медалями и призовыми местами на различных национальных, зарубежных и международных специализированных и профессиональных выставках и конкурсах в сфере производства продовольственных товаров. В 2013 году компания удостоена премии президента РК «Алтын Сапа» в номинации «Лучшее предприятие, выпускающие товары для населения».

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://fresh-city.kz/wp-content/uploads/2018/04/ALX_0293.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 650px;}