С детьми — на одной волне

Учитель — это очень важный человек в жизни каждого из нас. Во все времена эта профессия была значимой и востребованной. Именно от этого человека во многом зависит, насколько интересен будет ученику тот или иной предмет.  Только под умелым руководством хороших учителей мы можем  эффективно использовать приобретенные знания и новые технологии, которые стремительно развиваются и становятся приоритетными в учебном процессе.

В октябре все учителя отмечают свой профессиональный праздник. Героем нашей рубрики стала учитель высшей категории, руководитель научного школьного физико-математического общества «Альфа» СОШ № 7 Валентина Николаевна Михеева.

 

«Хорошие учителя создают хороших учеников…», — М. Остроградский, русский математик.

 

— Валентина Николаевна, расскажите нам немного о себе.  Где  вы родились, как стали учителем?

— Я родилась в Саратовской области, а в Уральск родители  переехали, когда мне не было и семи лет. Здесь  я пошла в первый класс. Училась в СОШ № 2, где директором тогда был Борис Сидорович Чебаков. Как ни странно, но я всегда увлекалась археологией, а математика и физика не представляли для меня чего-то особенного, хотя давались мне легко. Я даже побывала на раскопках древнегреческого города Херсонес в Севастополе. Но когда настал период поступления, сложилось так, что я поступила в университет имени Пушкина на физико-математический факультет. Все пять лет я была старостой группы, занималась научной работой, а после  окончания вуза  меня пригласил на работу Борис Сидорович. В  школе №7 я работаю с 2001 года, куда меня так же позвал мой бывший директор школы. Сейчас директором СОШ № 7 является Виктор Алексеевич Протасов.

В Уральске я – одна из первых, кто стал активно заниматься научной деятельностью, научными проектами с детьми, мы часто выигрываем в различных конкурсах.  По специальности я имею право преподавать три предмета:  математику, физику и экономику. Попробовав себя на всех стезях, я остановилась на одной  математике.

— А ваше увлечение археологией так и осталось в прошлом?

— Да, в прошлом. Я увлекалась не просто археологией, я увлекалась историей в целом. Со временем увлечения изменились, но я по-прежнему знаю многие вещи их этой области. Сегодня мое увлечение – это моя семья. Сын Максим закончил политехнический факультет ЗКАТУ имени Жангир хана, сейчас работает на месторождении в Аксае по специальности инженер КИПиА. Супруг – Геннадий Владимирович Аничхин – моя опора. Он предприниматель, но всегда поддерживает меня в моих идеях, переживает нововведения вместе со мной.

— Помните ли вы свой самый первый урок?

— Честно, не помню. Знаю только, что не было волнения. Я просто заходила в класс  уверенным шагом. Еще я всегда вспоминала себя в школьном возрасте и то, что мне не нравилось в моих педагогах. Они – классики! С их мудростью  и опытом не поспоришь. Но были моменты в их преподавании, которые я напрочь исключила из своей работы. Я стараюсь думать, как школьник. Когда у тебя нет настроения, тебе скучно, о какой математике может идти речь? В прошлом году в пятом классе мы начинали каждый урок с позитивного настроя. К примеру, в понедельник мы придумывали различные задачки про этот день недели. Да, две-три минуты от времени урока уходит, но зато дети вовлекаются в процесс, улучшают свой настрой и готовы слушать новую тему и отвечать. Если вижу, что настрой снова падает, делаем «рекламную паузу».

— Как вам еще удаётся заинтересовать ребенка, чтобы у него было желание учить математику?

— Люди себе представляют учителя математика так: сухарь  с шишечкой на голове и в очках. У меня другой формат. Я вообще на это все смотрю по-другому – легче. Любому школьнику математика дается трудно, я ее объясняю так, чтобы ребенку она была доступна и понятна.  Важно донести до сознания ребенка то, что именно ему это надо. На каждом  уроке я объясняю, что какие-то стандарты  каждый ребенок обязательно должен знать. Углубляться больше положенного никто не заставляет, ведь математиков из них мы не делаем. И каждый урок начинается не с того, что ученику страшно от того, что он не выполнил задание. А с того, что я прошу написать на доске те задачи,  с решением которых  у него возникли трудности. И они не боятся этого делать.

Как увлечь? Где-то игрой, где-то индивидуальным подходом. Одного мальчика я даже называла по имени и отчеству на уроке. А однажды мы с детьми объясняли танец с точки зрения физики. А еще производили расчеты мусора как бомбы замедленного действия. Дети проводили опрос, ходили по домам, обращались в СЭС, в сервис по вывозу мусора, проводили анализ. Всем было очень интересно.  Это же не сухая математика, это практический подход. Или взять тему: «Графики функций». «Вот, кому это интересно и для чего это надо?», — спрашивают дети. Чтобы их завлечь и доступно объяснить тему, я предлагаю построить график настроения на уроке математики. Глаза у них загораются и на задание они уже смотрят по-другому. Каждый выстраивает свой график – на оси OX мы откладываем баллы, а на OY – время. Анализируем, почему через 20 минут настроение падает. Потому что ученик боится, что его вызовут к доске (например). У каждого — кривая разная, дети выражают свое мнение, и при этом усваивают, что такое график.

— Какой интересный подход! Но все же, сколько шуток мы слышали о том, что тригонометрия и математический анализ, который изучают в школе, мало кому пригодился в жизни. Так зачем же его вообще изучают?

—  Да! Все спрашивают, зачем нужны синусы и косинусы. На Западе действует такая система образования, при которой ребенку дают только те знания, которые пригодятся ему в жизни. Мы изучаем всё более глубоко.  Мое личное мнение заключается в том, что современный человек должен знать чуточку больше. А если говорить о тригонометрических функциях, то в школе их изучается четыре, а всего существует шесть. Зато мы можем сравнить движение, что-то высчитать. Даже любую поговорку мы можем переквалифицировать на функции. К примеру, выявить колебательные движения в пословице: «Кто – в лес, кто – по дрова». Таким подходом  к  применению математики  и физики я начала заниматься  почти 18 лет назад. И с удовольствием продолжаю работать в этом направлении.

— Очень интересно, Валентина Николаевна! Профессия учителя во все времена считалась почетной. А сейчас, по-вашему мнению, она по-прежнему в почете?

Сейчас я ее почетной не считаю. Когда меня спрашивают о моей работе, предполагают, что я работаю  больше с детьми. На самом деле мы больше работаем с родителями. Дети более открыты, с ними легче, а родители – особенно сейчас, когда пошло поколение неработающих родителей, — сидят в интернете, вычитывают там что-то и думают, что все знают. Но это жизнь, всего знать один человек не может! В школе ребенок — один, а дома – другой. Нельзя всю ответственность сваливать на школу, ведь многое в нем закладывает семья. Школа – это образовательное учреждение, которое поддерживает и развивает ребенка. Воспитание все же ложится, главным образом, на родителей.

— Но ведь ребенок проводит большую часть своей жизни именно в школе.

— Да. Поэтому школа старается направлять ребенка. Но некоторые вещи школа не может заложить в ученике. Если в семье принято здороваться  со старшими, то и в школе ученик будет говорить «Здравствуйте!», если ребенок не снимает шапку в помещении, значит, кто-то в его семье позволяет себе такое, если мальчик грубо разговаривает с девочкой, значит,  и у него в семье так заведено.

У меня в классе никто не заходит в кабинет толпой, хаотично. У нас принято сначала пропускать девочек, и только потом заходить мальчикам. Доску вытирают исключительно мальчики. И это не только наша – учителей – заслуга, это результат внутренней интеллигенции, заложенной в семье.

— Валентина Николаевна, много ли в вашей практике было учеников, которые впоследствии тоже стали учителями?

— Всего двое. И все. Обычно дети-математики идут в технические вузы. У меня был ученик – Антон Киселев. Решал задачи по геометрии устно. Такой талант имел! А пошел в журналистику, работал здесь на телеканале ТДК-42, сейчас живет и работает в России.

Я считаю, что учитель сегодня совсем другим должен быть.

— Каким?

— Не занудным, более современным, быть на одной волне с учениками любого возраста, уважать интересы ученика. Нужно любить детей и принимать их такими, какие они есть. Если родитель приходит и говорит, что у него самого два высших образования, а ребенок учиться не хочет, я отвечаю, что не нужно проецировать себя на ребенка. Он такой родился! Нужно таким его принимать и уважать его интересы. Просто родители забыли, что сами были детьми и тоже через все это проходили – споры, недопонимания.   Ребенка нужно слушать, иногда дети говорят дельные вещи.

— Легко ли учителю быть на одной волне с учеником, когда сверху давят строгие образовательные программы, методики?

— Современная обновленная программа обучения – уникальна! Она направлена на то, чтобы ребенок переносил меньше стресса. Дети сейчас много анализируют, учатся рассуждать. Нам нужно больше разговаривать с детьми. Обновлённая программа дает ученику возможность пройти цикл от ученика-статиста до ученика-исследователя. Но есть  в программе и минусы: во-первых, эта система отлично работает, когда сама школа и классы в ней – маленькие. И внедрять ее в идеале нужно с первого класса, а не с седьмого или пятого. Как ученику средних классов внушить, что оценок больше нет? Что есть запись «старайся», рекомендации «повтори правило», «посмотри оформление». Эта система исключает получение двойки. Мало кто из детей к этому пониманию пришел сейчас, но что хуже – это не понимают родители. Должен быть циклический круг «Учитель-Родитель-Ученик». Но он не закрывается, идет недопонимание.

— А вам сложно было приспосабливаться к новой программе обучения?

— В прошлом году, когда внедрили эту программу, мы с ней успешно справились. Были нюансы технического порядка. Но в целом все в порядке.

— Сейчас принято говорить, что поколение молодежи уже не то. Вы видите разницу?

— У нас замечательные отношения, как с нынешними учениками, так и с прошлыми выпусками. Я, как раньше, так и сейчас,  уважаю, если ученик может отстоять свою точку зрения и доказать, что учитель не прав. Мне нравится, что дети понимают юмор, не боятся высказать мнение, сказать мне, что я не права. Мне нравится спорить с учениками. Я кайфую от того, что дети владеют информацией, делятся ею с нами, и в некотором смысле мы у них тоже чему-то учимся. В прошлом году все дети сходили с ума от какого-то ролика из интернета. Я захотела быть «в теме» и попросила мне его показать. После этого стоило мне хоть одну фразу выдать из этого ролика ученикам, я в тот же миг становилась «своей».

— Как быть на одной волне и не перегнуть палку?

— Если старшеклассник  перегружен в учебе и честно мне признается, что не выполнил домашнее задание, я вхожу в его положение. Прошу его выполнить задание после обеда и подойти ко мне с ним. Я понимаю, что он перегружен, но я не давлю на него, не говорю ему, что он плохой только потому, что не успел сделать задание. Он не успел сегодня, но сделает завтра в 10 раз больше. И он оправдывает мое доверие! Должно быть взаимоуважение. И не нужно сразу вызывать родителей. Нужно общаться по-взрослому и решать возникшие проблемы тоже по-взрослому.

— Детям сложно определиться с будущей профессией. В основном выпускники идут туда, куда скажут родители. Как следствие – это оканчивается нелюбимой работой или невостребованным дипломом.   Что можете посоветовать детям? Как делать правильный выбор?

— Сначала нужно определиться с направлением – «гуманитарий» ты или «технарь». А уже из этого направления выбирать то, что ты можешь. У каждого есть психологическая предрасположенность к тому или иному делу. Если у ребенка тяга к языкам, нужно развивать его в этом направлении, а не ломать. Но не все родители это понимают.

— Скажите, а случались ли курьезные случаи в вашей практике?

— Знаете, есть такой стереотип, что прогуливают только двоечники. Ничего подобного! Была у меня девочка – круглая отличница, но заядлая прогульщица. Участвовала у меня в научном проекте и заняла первое место по области. Я ее спрашиваю: «Чего тебе не хватает?». А она: «Я не знаю». Девочка сейчас учится в Уфе, большая умница.

Был мальчик  в пятом классе – признавался мне в любви. Пришла родительница, говорит: «Сын просит купить огромный букет для Валентины Николаевны. Каждый день о вас говорит!». И как-то я пересадила его на другое место, а потом его мама мне говорила, что он расстроился, что я стала ему меньше внимания уделять.

— Как себя вести в таких ситуациях?

— Не обижать! Ни в коем случае. И не нужно ничего объяснять. Просто спокойно и ровно общаться. Дети вырастают, и у них это проходит, само, безболезненно.

— Валентина Николаевна, общаетесь ли со своими бывшими учениками?

— Обязательно. Они приходят ко мне, рассказывают о своих успехах, о предстоящих свадьбах, пополнении в семье. Приводят даже своих невест знакомить со мной.

— Легко ли вам расставаться с очередным выпускным классом? Расскажите о вашем нынешнем классе.

— Да, прощаться с выпускниками нелегко. Очень тяжело было, когда из моего класса в один момент ушли шесть сильных учеников в НИШ. Но я понимаю, что там они могут получить больше, это их право. А раз ребенок посчитал, что ему там будет лучше, значит, нужно отпускать. Сегодня в моем 8 А классе замечательные дети — 18 мальчиков и 12 девочек. Дети сильные, умные, грамотные, заботливые и внимательные, хорошо рассуждают. Мне интересно с ними разговаривать. Они легко подлавливают моё настроение. С ними можно горы свернуть!

— Помните известный случай: в России учительница выложила в социальной сети фотографию в купальнике, а ее за это уволили. Как вы относитесь к этой ситуации?

— Я считаю, что если ты работаешь в таком учреждении, то должна соблюдать определенные правила. Если вы требуете от детей какой-то корректности, то и сами должны вести себя подобающим образом. Но увольнять за это тоже нельзя, можно было найти другое решение. Провести беседу для начала.

— Октябрь – это месяц, когда педагоги отмечают свой профессиональный праздник. Поделитесь своими мыслями по этому поводу.

— Во-первых, хочу поздравить всех учителей с нашим профессиональным праздником и выразить уважение к этой профессии. На сегодня она должна иметь самое высокое звание и почет.  Представьте, насколько она многогранна! Учитель должен не только давать знания, но и приятно выглядеть. Он должен обладать и внутренним этикетом, и знаниями, и опытом,  и встречать с улыбкой. Я преклоняюсь перед  своими коллегами, кто отдал детям всю свою жизнь, педагогами с большой буквы, классиками, как я их называю! У них такая база знаний, такой авторитет! Я всем желаю самое главное здоровья. А ученикам, чтобы с ними работали такие учителя, которые сделают каждый  урок открытием. И вообще желаю новых открытий  в жизни, в самих себе…

— Присоединяемся к вашим поздравлениям! И вам желаем больших успехов в работе и в жизни, вдохновения и благодарных учеников.  

 

 

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://fresh-city.kz/wp-content/uploads/2018/10/DSC_9922.jpg);background-size: cover;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 650px;}