Роман Лушаков: «Пусть все говорят на английском!»

Роман Лушаков – основатель сети языковых школ Destination, автор уникальной методики преподавания английского языка и просто позитивный человек. В интервью FRESH CITY Роман рассказал о том, как он шел к своей цели, поделился мнением, почему молодым людям стоит возвращаться на родину с зарубежным образованием и действительно ли так сложно изучать иностранные языки.

О любви к английскому

— Все началось с того, что я с детства очень люблю английский. Мне было лет шесть, когда я только научился читать и с удовольствием перечитывал все вывески на витринах магазинов. Однажды мы гуляли с мамой, и я увидел слово «английский» на уличной рекламе. Оно меня заинтересовало. Это оказалась реклама  южно-корейского культурного центра, где, помимо прочего, бесплатно обучали английскому языку. Я стал туда ходить, и мне это безумно понравилось.С первого класса я учился в школе № 17, но в третьем классе узнал, что у нас в городе есть школа № 8, где делается большой упор на изучение английского языка. Я сказал маме, что хочу учиться там. Меня не остановило даже то, что в новую школу я должен был ходить пешком из района «Хлебозавод»! Тогда, чтобы перевестись в школу № 8, мы с мамой за три летних месяца изучили трехлетнюю школьную программу английского языка: один месяц – один год. И в четвертый класс я пошел в новую школу. Я сразу стал показывать хорошие результаты, изучал все, что было доступно  – сам находил тесты и задания, штудировал больше, чем требовала школьная программа. К седьмому классу я выучил все, что мог только выучить. И тогда классный руководитель и по совместительству учитель английского языка Наталья Ивановна Худякова даже стала оставлять меня на замене – объяснять урок классу, настолько хорошо я знал предмет. Наталья Ивановна была не только высококлассным преподавателем, но и умела заинтересовать учеников и дать им ориентиры в жизни. Я считаю, что всем, кто у нее учился у будет учится, крупно повезло.

Мечты и поражения

— Мне кажется, этот дикий интерес к языкам мне передался через маму. В свое время она очень хотела изучать английский язык. А еще у мамы было некое внутреннее ощущение, что если мы все силы направим на изучение языка, это в дальнейшем выведет нас из того положения, в котором мы жили. А жили мы не очень хорошо — в общежитии, и я очень комплексовал по этому поводу. Ведь, знаете, как остро все воспринимают дети: кто как выглядит, где живет, какой у кого телефон. Со временем моя мама, не имея профессионального образования, начала вести уроки английского. Настолько она натренировалась в преподавании на мне. Сначала бесплатно, потом стала работать в языковом центре, иногда я заменял ее на уроках. В восьмом классе, когда мне было всего 14 лет, я ездил в Аксай, подрабатывал переводчиком. Также организовал небольшой кружок для детей, где объяснял грамматику ученикам, желающим изучать английский язык. Позже я узнал про программу FLEX, по которой старшеклассники проходят отбор на бесплатное годовое проживание и обучение в Соединенных Штатах. Я загорелся! Я просто не мог такое пропустить! Я представлял, как эта программа изменит мою жизнь, четко визуализировал себе то, как я сажусь в самолет, отправляюсь в Америку, как меня там встречают, как я учусь в американской школе. Ни у кого не возникло и тени сомнений, что я пройду отбор! И, естественно, первые два тура, где проверялось знание языка, я прошел без проблем. В третьем же туре оцениваются личностные качества: комиссия определяет, приживется ли ученик, сможет ли достойно представить свою страну, чем увлекается и так далее. На тот момент у меня была куча проблем с самооценкой, и, видимо, что-то я сделал не так. Отбор я не прошел. На тот момент  все мои  надежды рухнули в один миг. Я решил, что, наверное, в английском языке успеха мне не достичь. И тогда с головой окунулся в другое свое  страстное увлечение – музыку.

«Не получается — вообще делать не буду!»

Многие удивляются, когда узнают, что я отлично играю на фортепиано. В девятом классе я  окончил музыкальную школу и в том же году участвовал в областном конкурсе пианистов, принимал активное участие в концертах. Музыкальная карьера шла в гору, и после фиаско с FLEX я решил поступить в музыкальный колледж. Я поступил на первый курс, но одновременно продолжал учиться в школе. На такой рискованный эксперимент мы решились вместе с моей подругой Аллой,  и в тот год жили просто в бешенном ритме. В 8 часов утра мы ехали на пары, оттуда бежали в школу, затем снова на пары. Иногда у нас было по пять таких поездок в течение дня. Сессии, конкурсы, олимпиады, выступления – я ни от чего не хотел отступать, ничего не хотел пропускать. Я не был согласен на четверки, мне нужны были только пятерки в табеле. И своим упорством я этого добился. Когда учительница спросила, пойду ли я на FLEX снова, я согласился. Но уже без былого энтузиазма, без каких-либо надежд. Знаете, вот это вот подростковое: «Не получается — вообще делать не буду!». Так поступают почти все подростки.  Это я сейчас понимаю, что вершину успеха достигают не те, у кого с первого раза все получается, а те, кто проигрывает, но не сдается и пробует снова и снова. Never give up guys! Видимо, потому что я был спокоен и собран, я прошел отбор. И с этого момента моя жизнь изменилась на «до» и «после».

Американская жизнь

— Окончив 10 класс и первый курс музыкального колледжа, я уехал в США, где меня определили в 12 класс. Год был очень яркий, но невероятно сложный. В 2005 году технологии были развиты не так, как сегодня. У меня не было возможности каждый день говорить по телефону с родителями. Мы общались примерно раз в два месяца. Все остальное время мы переписывались по e-mail. Причем на английском языке. Папа через мои письма тоже стал изучать язык. Вот такой полный отрыв от семьи, от друзей был сложным. Но благодаря этому я полностью погрузился в среду, в изучение языка и культуры. Нам специально подбирали небольшие города, чтобы возможность встретить русскоговорящего человека сводилась к нулю. Я жил в маленьком городке северного штата Миннесота. Там я также занимался музыкой, играл в оркестре, занимался спортом, проводил свое время активно. Погрузившись в новую языковую среду, я не до конца осознавал, насколько глубоко я в нее ушел. Сегодня школьники, которые участвуют в этой программе, постоянно находятся на связи со своими близкими, сидят в социальных сетях. Они уже не так оторваны от привычного для них мира. Первое время по возвращении мне было сложно говорить на русском языке, дома с мамой я общался на английском. Мне самому казалось, что мой английский не сильно улучшился, хотя окружающие говорили: «Ты же настоящий американец!».

Оставаясь перфекционистом, в Америке я переживал о том, как буду сдавать ЕНТ по приезду. Если за математику и русский язык я переживал не так сильно, то история Казахстана и казахский язык оставались под вопросом. И, начиная с 1 января, я стал посвящать один час в день изучению этих предметов.Через пять дней по приезду я сдал казахский язык. Все экзаменаторы просто ухахатывались с моей речи, такой там был акцент! Причем, именно американский. А по истории Казахстана я получил 30 баллов из 30.

«Это так просто?!»        

— Я вернулся из Америки, мне было 17 лет. Нужно было решать, чем заниматься дальше. Мы с мамой решили, почему бы нам не открыть свой собственный языковой центр. Мы сняли два небольших кабинета и вдвоем с мамой начали преподавать. С тех пор прошло больше 10 лет, за это время я получил ряд педагогических классификаций за рубежом, наград, разработал собственную методику. Однако это мне никогда не мешало, потому что преподавать я люблю и умею. Первое время я скрывал свой возраст и говорил, что мне 23 года. С самых первых дней у нас набралась большая группа людей, желающих изучать английский язык. Тогда я стал разрабатывать собственную методику обучения, основанную на моем личном опыте. Все, что я вынес из своего пребывания в Америке: как преподают, как вовлекают детей, как говорят, как мотивируют и раскрывают учеников, я вложил в эту методику. За все эти годы английский стал мне ближе, сейчас мне даже переписку и документацию легче вести на английском, нежели на русском языке.

Я не знаю, почему я так люблю английский язык. Может, потому что я занимался музыкой, и этот язык привлек меня интонационно… Еще сейчас я понимаю, что дело даже не в самом языке, а в преподавании. Мне очень нравилось преподавать. Мне нравилось это ощущение, когда человек долго что-то не мог понять, а ты объяснил, и у него загорелись глаза: «Это так просто?!». У меня были студенты из отдаленных населенных пунктов, которые не могли говорить по-русски, но говорили у меня по-английски. И до сих пор я испытываю такой кайф от этого, что просто не передать. Хотя сейчас студентам я не преподаю, я обучаю только своих преподавателей.

О преподавателях Destination

— Касательно наших преподавателей у меня есть определенное видение в голове относительно того, каким должен быть человек. Я всегда провожу собеседование сам, я должен почувствовать человека. Иногда я чувствую, что человек «мой», уже после того, как он поздоровался и сел. Дальше мы беседуем, и я все больше убеждаюсь в своем мнении. Самое важное для меня – личностные качества, образование и опыт работы не так сильно важны. Если будет нужно, я подтяну преподавателя в английском, научу. Если человек яркий, порядочный, харизматичный и обучаемый, мы совершенно точно сработаемся. Человек должен «гореть», а «горят» обычно молодые люди. И даже, если у человека  нет опыта работы, я расцениваю это как плюс, так как у нас в центре действует методика, разработанная мною лично. И иногда бывает проще обучить преподавателя с нуля, чем переучить с какой-то другой привычной методики преподавания. Мы не обучаем по книжкам, и для кого-то из преподавателей это может быть непривычно. Моя мама – Нурия Хусаиновна – сейчас не преподает, в компании она занимается контролем качества. Многие вещи мы придумали с ней совместно. Мама разработала очень эффективную программу для детей дошкольного и школьного возраста. Когда я вижу шестилетних детей правильно строящих полноценные предложения на английском языке, я прихожу в восторг от эффективности методики, разработанной моей мамой.

Вообще хочу сказать, что безнадежных случаев не бывает. Если вы говорите на своем родном языке, вы сможете говорить и на другом. Главное —  подход, методика и собственное желание. Это не химия или физика – мы не сможем сделать вас специалистом в нефтегазовой отрасли, но говорить по-английски вы сможете в любом возрасте. Своего отца – Александра Александровича – мы начали обучать в 40 лет. Сейчас он свободно владеет языком, сдает экзамены, ведет переписку на английском языке. Мой отец – инженер сварочного производства.  Этот язык помог ему трудоустроится в такие компании как КПО и ТШО, куда он не мог попасть в течение многих лет. Одна из наших целей – дать людям уверенность, что и у них все получится. Ведь мы все боремся с неуверенностью в себе.

Образование за рубежом

— К тому времени, когда мне исполнилось 20 лет, наша школа работала уже три года. К этому моменту я становился участником множества международных конференций и симпозиумов от посольства США, где я рассказывал о своей авторской методике. Когда я понял, что в вопросе преподавания я поднаторел, встал вопрос о моем обучении бизнесу. В 20 лет я уехал в Нидерланды, поступил в университет, где получил степень бакалавра в области международного бизнеса и менеджмента. Я и там не терял времени и преподавал академический английский первокурсникам – немцам и англичанам. Параллельно я преподавал статистику и математику. А на третьем курсе занимался преподаванием макроэкономики. Мне было все равно, что преподавать. Я всегда говорю, что главное – подход и желание помочь. А то, что я сам знаю, я смогу донести до людей.  В 2012 году я вернулся из Нидерландов в Уральск, и мы начали активно развивать нашу языковую школу, открывать новые филиалы, внедрять новые услуги. Так как я сам прошел через все процедуры поступления в зарубежный вуз, я решил помочь и другим. В свое время я очень сильно нуждался в чьем-то совете. Теперь даю эти советы сам. Я обзавелся широкими связями в ведущих университетах мира, лично знаком с деканами. Мы отправляем людей в Канаду, Америку, Англию, Германию, Австрию, Нидерланды, Польшу, Чехию, Венгрию, Малайзию  и  Южную Корею. Многие из этих стран дают огромные возможности для дальнейшей работы после обучения. Если в Англии вы должны покинуть страну, как только получили диплом, то, к примеру, в Канаде вы можете получить рабочую визу сразу после выпуска из университета. О таких нюансах мы тоже рассказываем. На сегодняшний день в вузах за рубежом обучается порядка ста студентов Destination. Что касается языковых курсов за рубежом, то мы обучили уже порядка тысячи детей. Языки – это наше основное направление, мы организовываем обучение за рубежом, также у нас имеется визовый центр. Получить туристическую визу несложно, студенческую и рабочую – гораздо труднее. Мы напрямую сотрудничаем с консульствами. В мае к нам приедут представители консульств Великобритании и Чехии. Уральцы легко смогут получить британскую и шенген визы, не выезжая из города.

«Маленькая Европа»

— Да, часто люди не возвращаются из-за рубежа. Почему вернулся я? Своим опытом я хочу показать, что мы можем что-то исправить. У нас много недовольных, да. Но, уезжая из страны, мы не решим проблемы. Наоборот, нужно возвращаться с западным, современным мировоззрением и менять жизнь к лучшему. Destination– это своеобразная маленькая европейская страна.  Если таких «стран» станет больше, может, и общество станет более вежливым, цивилизованным, более приятным. Казахстан — непаханое поле для бизнеса! Здесь, в Казахстане, море возможностей в любой сфере. Я вернулся, потому что вижу, какие у меня здесь нереальные перспективы. Те, кто говорят, что навыки и образование, полученные за рубежом, негде применить в нашей стране, не правы. Это глупости.

Помимо английского в Destination мы преподаем немецкий, французский, испанский, китайский языки, а также, русский язык для иностранцев. В скором времени мы запустим обучение казахскому языку. Кстати, именно после моего «веселого» экзамена в школе я начал изучать казахский язык на базе своей собственной системы. Я приходил к учителю и говорил ему, что мы будем изучать и как на уроке сегодня. За три месяца я разговорился так быстро, что с первого раза сдал «Казтест», который тогда только-только ввели. Мне даже прислали сертификат, подтверждающий что я был первым неносителем языка, который получил этот сертификат. В данный момент я разрабатываю собственную методику обучения казахскому языку, которая будет нацелена именно на русскоговорящих людей,  с основной целью – научить людей говорить по – казахски, мен сияқты.

О путешествиях

— Путешествую я в основном по работе. Что касается отдыха, то я очень люблю Таиланд.Где я люблю бывать больше всего? Пожалуй, в Германии. В данный момент я сам интенсивно изучаю немецкий язык. Весной планирую поехать туда к своим партнерам для обучения. Знаете, мне интересна та страна, язык которой я изучаю в данный момент. Когда я изучал французский, мне нравилось бывать во Франции. Сейчас я владею пятью языками, но у меня всегда есть планы на изучение новых. Но комфортнее всего я себя чувствую дома.  И совсем не преувеличиваю! Когда наши ученики и студенты возвращаются из зарубежья, восклицают: «Как здесь уныло!». Я с этим не согласен, ведь я очень люблю Уральск. Второй мой любимый город – Алматы, несмотря на то, что я был во многих мегаполисах мира. Сейчас мне очень хочется открыть филиалы по всему Казахстану.  Многие мне говорят, что это невозможно. Но почему нет? Пусть каждый попробует нашу уникальную методику. Пусть все говорят на английском!

«Мы можем достичь большего!»

— Достиг ли я начальной цели? Наверное, да. Я не ожидал, что все закрутится так быстро и будет настолько успешно. Пять лет назад у нас было всего один маленький филиал на Жукова, 1. Сейчас у нас имеется 10 филиалов только в Уральске, а так же филиалы в Аксае, Актобе и Самаре. В этом году Destination открывается в Атырау.  Если бы мне тогда сказали, что я буду открываться в других городах, я бы, наверное, не поверил. Через два месяца мне исполняется 30 лет, и это именно то время, когда мы задумываемся о достигнутом, анализируем свои ошибки делаем какие-то выводы. Десять лет назад я не мог и мечтать о тех результатах, которых достигла моя компания. Это стало возможно благодаря моей сплоченной и надежной команде, которая всегда готова выйти из зоны комфорта для достижения поставленных целей, и которой я горжусь! Но  сегодня  я понимаю, что это далеко не предел наших возможностей. Мы можем достичь большего.

Я хочу, чтобы люди понимали, что я не приехал откуда-то на все готовое, я местный, я вырос здесь и что мои родители не из обеспеченной семьи. Я такой же, как и многие другие в городе. Просто я схватился за то, что мне действительно было интересно и важно и сейчас, в эпоху интернета и доступной информации, добиться успеха стало легче. Перед людьми открываются огромные возможности, и отсутствие связей – это совершенно не проблема. Мы все можем достигнуть больших результатов. Просто занимайтесь тем, что вам интересно, идите туда, где вы чувствуете страсть. Не стоит идти в какую-то сферу только потому, что она денежная. Вы будете зарабатывать много только тогда, когда будете любить свою работу, будете в ней лучшим, вне зависимости от сферы деятельности.

 

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://fresh-city.kz/wp-content/uploads/2019/05/DSC_4465.jpg);background-size: cover;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 650px;}