Восток – дело всей жизни

Культура формируется столетиями, а то и веками. И для изучения и понимания её потребуется не одно поколение. Она проявляется в различных областях человеческой деятельности, включая все формы и способы ее самовыражения и самопознания. Агила Нургалиева – человек, который большую часть своей жизни посвятила изучению и преподаванию истории и востоковедения. Мы расспросили её, как она оказалась в Уральске, почему стала преподавателем и что значит для неё восток.

— Расскажите о себе.
— Родилась я в городе Ярославль жила там до 22 лет, окончила исторический факультет Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского в 1973 году.

— Как вы попали в Уральск?
— Мама у меня русская, родом из Ярославля, а папа – казах, он остался в Ярославле современ войны. С детства я мечтала попасть на историческую родину отца. Когда училась в университете, все знали, что я очень хочу поехать в Казахстан, и поэтому после окончания меня направили в Аркалык, поработав там около двух месяцев, поступила в аспирантуру в Алматы. Там я познакомилась со своим будущим мужем. Оказалось что он родом из Уральска. После аспирантуры в 1976 году мы приехали сюда работать. Планировали остаться на два с половиной года, но всё сложилось иначе.

— Почему вы выбрали именно историю и востоковедение?
— До восьмого класса я мечтала быть балетмейстером. Но после я решила поступать на исторический факультет. Когда я училась на первом курсе, к нам приходили ребята с пятого курса и рассказывали, что есть такой кружок «СССР и Новая Африка». Я записалась в этот кружок и занималась пять лет. Там у меня была руководительница Ариадна Тихонова, это была самая любимая преподавательница, я обязана ей многим. Благодаря ей я открыла для себя восток и очень им увлеклась.

— Что именно привлекло вас в Востоке?
— До 16 века Европа прибывала в упадке и была неким захолустьем. В эти средние века именно Восток был мировым культурным и экономическим центром. Восточная цивилизация уже функционировала очень давно, всё было налажено и работало без необходимости что-либо менять. Рынки были наполнены товаром, города процветали, развитое сельское хозяйство. Очень богатая культура и верность традициям, которую очень интересно изучать.

— Как такполучилось, что вы открыли в Уральске специальность востоковедение?
— После аспирантуры, как я уже повторюсь, мы приехали в Уральск, и я вышла на работу преподавателем в педагогический институт. А я очень люблю восток и всё что с ним связано. На тот момент муж встретился с ректором АТиСО, этот институт как раз только открылся. И в разговоре с ректором выяснилось, что они хотят открыть специальность востоковедение, и мой муж сказал, что знает такого человека, который за это возьмётся. Им оказалась я. Так открылась специальность востоковедение в АТиСО,проработала там с 1998 по 2004 год.

Востокове́дение (ориентали́стика) — совокупность научных дисциплин, изучающих историю, экономику, литературу, языки, искусство, религию, философию, этнографию, памятники материальной и духовной культуры стран Востока.

— Какая восточная культура или страна для вас интересна?
— Все восточные страны интересны. Когда открывали специальность востоковедение,мы рискнули взять основной курс на страну Китай. Причина тому то, что так или иначе экономическая экспансия мира Китаем произойдёт, она уже происходит. Территориальная экспансия их не интересует. За всю ихисториюбыло всего два случая завоевания территории соседних стран. В остальных случаях они заключали вассальные договоры. Связываться с ними опасно, вы просто растворитесь в этой стране, культуре. Все завоеватели, что нападали или приходили к ним, растворялись. Невозможно противостоять культуре, которой более четырёх тысяч лет, у них самые длительные существующие традиции.

— А лично вам какая восточная страна нравится?
— Япония. С одной стороны эта закрытая страна, японцем вы не станете никогда. Японская культура может существовать только в Японии. Они сами практически нигде не живут, ик себе никого не пускают. Хотя они как губка впитывают современные достижения и технологии. К примеру, Китай считает, что заимствование чего-либо это плохо, их культура и достижения самые совершенные, поэтому они отвергают чьи-либо достижения.

— На ближнем востоке, какую страну вы бы отметили?
— Из мусульманских стран мне больше нравится Оман. Точнее его правитель. Родился он в Омане, а вырос и учился в Англии. Конечно же, его обучали традициям их культуры, но о как таковой стране, о своей родине, он мало что знал. И вот когда он вернулся на родину, страна прибывала в упадке. Там не было асфальтированных дорог,радио, не разрешалось ездить на машинах даже на велосипедах. В начале 70-х годов это была нищая, пыльная, отсталая страна. И посмотрев на все это, он отстранил своего отца от престола, совершил переворот и встал у власти. И буквально за несколько лет он привёл страну в порядок. Открыл аэропорт, создал радио и телевидение, сам лично стал ездить на велосипеде. На тот момент единственным экспортом страны был ладан. Там растут деревья, из которых получают эту смолу. Уже позже там открыли нефтяные месторождения. И вот Оман единственная страна в арабском регионе, народ которой не является иждивенцем государства. Ведь мы знаем, что в большинстве арабских стран люди в основном не работают, они живут за счёт государства. За создание семьи, за рождение ребёнкаполучают деньги, налоги не платят, государство предоставляет бесплатное обучение, как в стране, так и зарубежом. В Омане такого нет. Правитель считает, что народ не должен быть иждивенцем, он должен хотеть развиваться сам. Единственный минус этой страны – туда не пускают туристов с запада. Хотя там есть что посмотреть, у них очень богатая культура.

Оман –государство в передней Азии, на юго-востоке Аравийского полуострова. Основано в 1970 году. Столица – Маскат.

— У вас есть научная работа об исламизации Казахстана, расскажите об этом поподробнее.
— После распада советского союза, нам как молодому государству необходима была объединяющая идеология. И правительство сделало ставку на ислам. Это мирная религия, которая учит добру. Но сам процесс исламизации нельзя оставлять без какого-либо урегулирования, религия сама собой развиваться не будет. Необходимо присматривать, корректировать, что было упущено. Поэтому у нас появились различные течения ислама, которые отличаются от той классической мирной религии. В которыхсчитают, что если ты не мусульманин — значит ты их противник. Хотя в классическом исламе такого нет, человек сам придёт к Богу,по зову сердца. Был упущен момент государством,когда появились пропагандисты и приверженцы различных течений.Вмировых религиях будь то ислам, христианство, католическаявера, буддизмне занимаются явной пропагандой, не зазывают к себе людей, у нихесть понимание, что человек сам придёт к Богу. В остальных же случаях, где идёт ярая пропаганда — это уже отличие от понимания классической религии.

— До исламизации страны, что происходило на современной территории Казахстана?
— Как таковой ислам пришёл к нам приблизительно после 12 века. До этого на современной территории страны были приверженцы разных направлений — на юге буддизм, в северных частях христианство. Ислам пришёл к нам вместе с арабскими завоевателями. В какой-то момент народ считал, что люди, читающие намаз, призывают злых духов. Уже позже за прививание исламской культуры целенаправленно взялась Екатерина II. Она считала, что ислам мирная религия, которая учит добру, и казахи станут более мирно настроены и управляемы. Казахские правители стали принимать ислам. Но это никак не повлияло на народ, если правитель принял ислам – это не означало, что и народ его принял. Примерно с 19 века принято считать что казахи – мусульмане. Исламизация произошла, когда народ почувствовалпоглощение со стороны российской империи. Россия пришла как завоеватель, стала устанавливать свои порядки. Именно тогда казахи захотели отличаться от христиан и стали считать себямусульманами.Ислам всегда здесь был своеобразный – степной вариант. Тем не менее, казахи всегда были приверженцами почитания предков- это основа основ. У нас это синтез ислама с национальными и духовными традициями. Для классического ислама нельзя почитать никого кроме Аллаха, это считается отступление от единобожничества. В исламе существует четыре правовые школы толкования: ханафитскиймазхаб, маликитскиймазхаб,шафиитскиймазхаб иханбалитскиймазхаб. В Казахстане распространена ханафитская школа толкования, которая считается самой либеральной. Она позволяет соблюдать традициинародов, принявшие ислам — это казахи, татары, башкиры, узбеки. Самой строгой правовой школой считается — ханбалитскиймазхаб, отвергающий почитание каких-либо традиций. Такая школа сейчас существует у чеченцев.90% процентов в мире мусульман сунниты, 10% шииты, как в Иране к примеру. Вот в большинстве случаев, когда спрашиваешь у казаха:«Почему они считают себя мусульманами?», — в основном ведь отвечают, — «мы соблюдаем некоторые мусульманские традиции, например, печём щелпек по пятницам». Печь щелпек- это абсолютно антимусумальская традиция, это почитание предков, национальная традиция народа, своеобразный синтез поклонения огню. Проведение поминок тоже не положено в понимании классического ислама. Это считается отступление от единобожия.

— Что вам, как преподавателю не хватает для обучения студентов? Или студентам для обучения?
— Количества часов преподавания. Раньше у меня было 300 часов, а сейчас тридцать. Этого мало для изучения предмета. Получается, что теорию я им преподаю и то не углубленно, как хотелось бы. У большинства остаются вопросы либо они совсем не вникают в суть. Очень мало литературы, информация в интернете не всегда достоверная, лучше отдавать предпочтение печатным изданиям, чего тоже у нас не хватает. Моя главная задача, как педагога, научить сомневаться, ведь когда человек сомневается так это или не так — он хочет узнать ещё больше, найти больше информации. А для этого необходим доступ к достоверным источникам.

— Какие у вас планы на ближайшее будущее?
— Планов много, научные.Я являюсь профессором в ЗКГУ, а для международного статуса мне ещё необходимо издать свои научные работы на английском языке в иностранных изданиях, это один из критериев. Но не всем иностранным изданиям интересен Казахстан.

— АгилаМустахимовна, благодарим вас за интервью, желаем вам успехов!

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://fresh-city.kz/wp-content/uploads/2017/08/IMG_4134.jpg);background-size: cover;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 650px;}